В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет Учебно-методический комплект по церковнославянскому языку для начинающих «Сперва Аз да Буки» Е. В. Макаровой.
Учебно-методический комплект по церковнославянскому языку помогает решать задачи ознакомления с церковнославянскими буквами и записью чисел, обучения чтению и усвоения словарного запаса, необходимого для элементарного восприятия церковнославянского языка.
В Учебно-методический комплект входят:
1. «Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука». Учебное пособие. Купить.
2. Прописи по церковнославянскому языку с элементами каллиграфии и палеографии. Купить.
3. «Сперва Аз да Буки». Методические рекомендации. Купить.
4. «Буквицы заставные. Полный набор инициалов церковнославянской азбуки к учебно-методическому комплекту по церковнославянскому языку «Сперва Аз да Буки». Купить.
УМК «Сперва Аз да Буки» проходит апробацию в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Земская гимназия» городского округа Балашиха.
Автор комплекта — Елена Владимировна Макарова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, кандидат педагогических наук.
Рецензенты:
Протоиерей Георгий Бреев, кандидат богословия;
А. Д. Дейкина, профессор, доктор педагогических наук.
Учебно-методический комплект по церковнославянскому языку для начинающих «Сперва Аз да Буки»
Макарова Е. В.
«Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука». Учебное пособие
«Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука...» представляет собой основную часть учебно-методического комплекта по церковнославянскому языку для начинающих. Азбука составлена на основе традиции отечественной букваристики в соответствии с требованиями, предъявляемыми к начальному уровню обучения церковнославянской грамоте. Буквы расположены в алфавитном порядке, к ним подобраны слова и предложения из Евангелия, Псалтири и других книг. Азбука украшена буквицами и проиллюстрирована рисунками, раскрывающими содержание текстов; дополнена словарем и краткими комментариями о записи и употреблении чисел. В изображении буквиц использованы различные орнаменты рукописных и первопечатных книг. Каллиграфические образцы букв выполнены по мотивам художника Леонтия Бунина (XVII в.).
Учебное пособие предназначено для детей младшего школьного возраста, а также для всех интересующихся историей русской книжности.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р17-709-0368
Рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 017-021-51
Купить книгу: Сперва Аз да Буки (Интернет-Магазин)
Макарова Е. В.
Прописи по церковнославянскому языку с элементами каллиграфии и палеографии.
Прописи входят в состав учебно-методического комплекта по церковнославянскому языку для начинающих «Сперва Аз да Буки». Предназначены для овладения навыками кириллического письма и простейшими правилами церковнославянской орфографии. Представленные образцы заглавных буквиц выполнены по мотивам рукописных книг. В прописи включён перечень имён в соответствии с церковнославянской орфографией. Издание рекомендуется использовать на занятиях по церковнославянскому языку вместе с другими частями комплекта; в качестве дополнительного пособия при овладении русским письмом, при изучении комплексного учебного курса ОРКСЭ (модуля ОПК), для учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР; а также как самостоятельное учебное пособие.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р17-709-0366
Рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 017-021-51
Купить книгу: Прописи по церковнославянскому языку (Интернет-Магазин)
Макарова Е. В.
Сперва Аз да Буки: Методические рекомендации к учебному комплекту по церковнославянскому языку для начинающих.
Методические рекомендации к учебному комплекту «Сперва Аз да Буки» составлены с целью помочь преподавателям в организации учебной деятельности, направленной на знакомство и овладение начальным уровнем церковнославянского языка. В издании большое внимание уделяется методике обучения церковнославянской каллиграфии и чтению, которая сочетает широко известные русской школе приёмы с личным авторским опытом. Методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов начальных классов, учителей русского и церковнославянского языков, преподавателей ИЗО, ОПК и других предметов.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р17-709-0365
Рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 017-021-51
Макарова Е. В.
«Буквицы заставные. Полный набор инициалов церковнославянской азбуки».
В Издательстве Московской Патриархии в рамках проекта по изданию Учебно-методического комплекта по церковнославянскому языку для начинающих «Сперва Аз да Буки» вышла в свет последняя часть комплекта — «Буквицы заставные. Полный набор инициалов церковнославянской азбуки».
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р17-709-0367
Рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 017-021-51
Купить Буквицы заставные: Полный набор инициалов церковнославянской азбуки (Интернет-Магазин)
Формы работы с демонстрационными буквицами
Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками, каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни...
Ф. И. Буслаев
1. Перед началом учебного занятия учитель размещает на магнитной доске буквы в соответствии с изучаемой темой. В процессе урока обращает внимание учащихся на изображение букв, их основные элементы, стиль и композиционные особенности, обязательно называя полное имя каждой буквы. При подведении итогов урока, указывая на демонстрационные буквы, просит повторить всё, что дети запомнили о них.
2. Для развития и совершенствования навыка распознавания букв в самом начале урока учитель раздаёт учащимся по одной карточке из пройденных ранее буквиц с просьбой повторить её название. Такое задание стимулирует подготовку к уроку и стремление запомнить как можно большее количество букв, так как дети не знают, какая именно буквица будет у них в руках в следующий раз.
3. Для проверки знания церковнославянской азбуки учитель выдаёт отдельным ученикам карточки с буквицами. Ученики должны назвать буквы, описать графические и изобразительные средства, использованные в их композиции. Класс участвует в проверке.
4. Для развития коммуникативных навыков буквы заранее компонуются в группы, из которых можно сложить слово, например «дружба». Карточки с буквицами перемешиваются и выдаются учащимся, численно соответствующим количеству букв в слове. Ученики должны узнать и составить слово, затем, держа буквицы перед собой, выстроиться в правильном порядке.
5. Дети держат буквицы и, выстроившись в алфавитном порядке, читают по одной строчке Азбучной молитвы Константина Преславского (см.: Макарова Е. В. «Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука», С. 86-87). Таким образом, набор демонстрационных буквиц незаменим во время проведения праздников Прощания с Азбукой и Дня славянской письменности и культуры.
Об авторе
Макарова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, лауреат I степени Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», член Совета Института греческого языка, православной теологии и культуры, член Совета Ассоциации преподавателей православной культуры, член Совета Международного союза православных женщин. Преподаёт церковнославянский язык с начала 1990-х годов. Трижды награждалась грамотой Святейшего Патриарха, отмечена медалью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и памятным знаком святого равноапостольного великого князя Владимира.
РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие Е. В. Макаровой
«Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука»
Книга Елены Владимировны Макаровой является учебным пособием, которые всегда были востребованы в процессе обучения церковнославянской грамоте младших школьников.
Азбука имеет оригинальное название, которое привлекает к себе внимание и побуждает открыть первую страницу и пролистать книгу.
В её основу положены принципы, много лет использовавшиеся в русских букварях: красочные заглавные буквы, тематически подобранные словарные слова и иллюстрации к ним, предложения с этими словами и краткие тексты.
Несмотря на то, что в последние годы вышел целый ряд церковнославянских азбук, это первая книга, которая целиком построена на материале Священного Писания – Евангелия и Псалтири – Книг, которые много веков служили школой нравственности для русского народа. Это отличительная особенность данного пособия, и её следует признать сильной стороной.
Очень существенно то, что, обучаясь по церковнославянской азбуке Е. В. Макаровой, маленькие дети смогут начать знакомство с основами христианства. На страницах книги они встретятся со словами, которые услышат в храме, в дальнейшем это поможет им понимать богослужебные тексты и быстрее адаптироваться в укладе церковной жизни.
Церковнославянская азбука не просто расширяет кругозор ребёнка, но и подготавливает к восприятию более глубоких духовных знаний, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения те образы и понятия, которые необходимо усвоить, были доступны детскому сознанию. Как кажется, в книге Е. В. Макаровой это в достаточной мере предусмотрено и из обширного материала выбрано именно то, что отвечает такому требованию.
Церковнославянская азбука – необходимое подспорье в духовно-нравственном воспитании, способное помочь делу евангельской проповеди, голос которой звучит на земле уже две тысячи лет, но именно сейчас наступил особый период, когда в нашей стране каждый школьник получил право на изучение религии. Азбука необходима современной школе, в которой преподают «Основы православной культуры», но в учебном процессе церковнославянский язык не обрел ещё своего места, в то время как долгие века он являлся первым предметом для каждого, кто приступал к обучению. Хочется верить, что появление таких книг повысит уровень духовной культуры в нашей стране. Сегодня, как и всегда, важно, чтобы дети, подрастая, знали, что значат слова «ангел», «апостол», «иерей», что изображено на иконах и фресках, что такое «кадило», «ладан», «миро» и другие понятия, неотъемлемо связанные с церковной жизнью, в полноте сохраняющей Божественную благодать.
Богатая церковнославянская графика в сочетании с яркими живыми иллюстрациями, включёнными в данную Азбуку, будут способствовать лучшему запоминанию этих понятий.
Содержащиеся в книге краткие изречения из Евангелия и Псалтири, например, такие как Древо добро плоды добры творит или Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и другие, станут важными составляющими в процессе формирования нравственности у детей.
Кроме того, отчасти книга является маленьким справочником о Святой Земле, так как в ней описаны события и географические места, о которых повествуется в Библии.
Также хочется отметить, что книга «Аз да Буки. Церковнославянская азбука» поможет создать атмосферу тёплого семейного очага в тех домах, где заботятся о воспитании и развитии детей, где старшие братья и сёстры помогают младшим учиться и познавать окружающий мир, где дорожат вниманием старшего поколения и сохраняют традицию семейного чтения, отводя первое место знакомству с духовной литературой.
Поддерживаю выход новой церковнославянской азбуки и выражаю надежду, что в сочетании с другими учебными пособиями автора эта книга внесет свой вклад в дело духовного возрождения нашего общества.
Протоиерей Георгий Бреев
ОТЗЫВ
о книге кандидата педагогических наук Е. В. Макаровой
«Сперва Аз да Буки. Церковнославянская азбука»
Азбука Елены Владимировны Макаровой относится к учебным пособиям, которые открывают череду учебных книг, с которыми встречается человек на протяжении всей своей жизни. Век живи — век учись, — говорили наши предшественники, также говорим и мы — современные преподаватели Родного Слова.
Каждый знает, что в любом учении есть своя необходимая система знаков, без прочного знания которых невозможна успешность обучения. Как говорится в пословице: «Сперва Аз да Буки…» Именно эта простая мысль задаёт направление работы Е. В. Макаровой, в которой мы имеем дело с основой основ языка — с азбукой. Наше время отмечено обращением к историческим корням языка, поэтому знание истории русской азбуки, которая начиналась и долгое время существовала как азбука церковнославянская, на наш взгляд, должно стать неотъемлемым признаком современного культурного общества. Исторический взгляд, применяемый в подобных школьных изданиях, бесспорно призван формировать у детей чувство национального самосознания, которое, складываясь на интуитивном уровне, способно со временем проявиться осознанно в тех или иных ситуациях.
Знакомя читателя с церковнославянскими буквами, пособие решает ряд учебных задач, на которых следует остановить внимание.
Прежде всего это возможность сообщить исторические сведения о языке на самом элементарном — азбучном, но отнюдь не на поверхностном уровне. Сведения о каждой букве, её названии, графике позволяют гармонично переходить от исторического комментария к этимологическому анализу, начатки которого необходимо сообщать детям уже на ранних этапах обучения родному языку.
Пособие ярко и богато иллюстрировано, что позволяет обратиться к двум способам семантизации: через слово и образ. Проделана большая работа по отбору лексического и текстового материала, в результате чего каждая страница пособия представляет собой насыщенное семантическое поле, на материале которого, последовательно переходя от буквы к слову, от словосочетания к предложению, ребёнок может усваивать важные понятия, являющиеся ключевыми как для смыслового поля русской ментальности, так и для христианского мировоззрения в целом.
Профессионально грамотно осуществлён выбор слов, которые интересны как для грамматического и морфологического разбора, так и с точки зрения увеличения словарного запаса и расширения кругозора учащихся. Например, слово на букву П — «подвижник». В сочетании с сюжетной картинкой оно открывает словарный ряд: «подвиг», «движение» и т. д., что помогает вникнуть в его основное содержание, которое, к сожалению, уходит из активного употребления в русском языке.
Или другой пример: слово на букву М — «мрежа». Страница начинается со знакомства с буквицей, которую художник изобразил известным в традиции инициалов сюжетом — два рыбака держат сеть, по-церковнославянски мрежу. Как ключевое слово, оно находится и в завершающем страницу предложении с иллюстрацией, где рассказывается о том, как апостолы закидывали сеть в Галилейское море. Этот принцип смысловой цепочки выдержан практически на всех страницах, насколько позволяет набор слов, в которых встречается данная буква.
Особо следует отметить подбор кратких фрагментов текста, которые находятся в конце каждой тематической страницы и, по замыслу автора, служат материалом для закрепления знаний, приобретённых в процессе работы над данной буквой.
Дидактический материал хорошо скомпонован, слова, рисунки и предложения расположены так, что у каждого есть своё место, к которому быстро привыкает взгляд, что организует не только восприятие материала, но и ход учебной деятельности. Найдено оригинальное решение, которое состоит в том, что не только слова, но и предложения (где это принципиально возможно) начинаются на одну букву.
Разнообразие вариантов букв отражает различные художественные точки зрения и позволяет каждому читателю в процессе сравнения формировать свой собственный эстетический вкус.
Соблюдена мера в выборе слов, в их числе и частотные для русского литературного языка и редко встречающиеся, собственно церковнославянские, которые могут обогатить пассивный словарный фон, подготавливая учащихся к широкому чтению художественной, научной литературы и особенно поэзии.
Необходимо отметить современность и своевременность появления церковнославянской азбуки «Сперва Аз да Буки», так как новый Федеральный государственный образовательный стандарт направляет учебную деятельность на развитие метапредметных результатов, которые данное пособие способно формировать. Азбука изначально нацелена на межпредметный подход и может быть использована в качестве дополнительного материала не только на уроках русского и церковнославянского языка, но и на уроках ИЗО, Окружающего мира, Основ православной культуры в рамках модульного курса Основ религиозной культуры и светской этики и др.
Данное пособие рекомендуется к изданию для начальной школы всех типов образовательных учреждений.
Профессор, доктор педагогических наук кафедры методики преподавания русского языка филологического факультета Московского педагогического государственного университета
Д. Дейкина
4 декабря 2014 г.