Нет иного назначения власти, — только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем выше должно быть осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей.
Святейший Патриарх Кирилл
Новости > Новинки каталога > Протоиерей Александр Мень. Собрание сочинений. Том 2

Протоиерей Александр Мень. Собрание сочинений. Том 2

2016_0216_М2_350 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет второй том собрания сочинений протоиерея Александра Меня. Книга «Истоки религии» открывает серию из 6 книг, которую отец Александр издавал под названием «В поисках Пути, Истины и Жизни».

В книге рассказывается о природе религиозного сознания, об отношениях между верой и научным мышлением, рассматривается проблема происхождения зла, освещаются с религиозно-философских позиций темы эволюции и прогресса.
Книга издана по благоcловению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» и при содействии Гуманитарно-благотворительного фонда имени Александра Меня.

Cлово к читателям

В исторических познаниях наших современников и соотечественников есть обширный пробел — это область христианской традиции. Все мы, кажется, пришли ныне к согласию в том, что пробел этот пользы нашему обществу не приносит. Его надо ликвидировать, и каждому, кто поможет это делать, следует сказать спасибо.

Область религиозной культуры по природе своей пограничная, не исчерпываемая до конца ни школьно-богословским или, скажем, религиоведческим, ни историко-культурным подходом. Религиозная вера и культура — вещи по определению различные, однако выступающие в единстве и лишь в единстве могущие быть адекватно увиденными. Религиозная культура вырастает из веры и без веры распадается, как тело, от которого отлетела душа; но и вера без религиозной культуры — так сказать, невоплощенная. Даже самые бесспорные факты общей истории культуры, например, памятники религиозного искусства, будь то древнерусская икона или готический собор, литературное житие или григорианская мелодия, закрыты для нас, если у нас нет достаточно глубокого понимания вдохновившей их веры; но, с другой стороны, описываемая обычно теологами и разбираемая на части религиоведами конкретная «плоть» веры как таковой — понятийный аппарат вероучительных формул, навыки религиозного поведения, включающие и эстетику ритуала, и этику поступка, — составлена из компонентов культурного обихода, отчасти созданных заново в лоне данной религии, отчасти же унаследованных от предыдущих эпох. Христианская культура существует в течение двух тысячелетий, но ее предыстория уходит в глубину времен несравнимо дальше.

Тонкие связи и отталкивания между христианской и дохристианской духовностью — предмет, вызывающий самый живой интерес: оно и естественно. А что читать? Как правило, наши историки культуры либо чересчур мало говорят об этом, либо говорят так, что лучше б и не говорили. Ну, в наши дни назойливая нота грубого разоблачительства вроде бы перестает звучать, но и в работах, написанных в более пристойном тоне, редка та чуткость к собственно духовной глубине материала, без которой историк, какова бы ни была его собственная позиция по отношению к религии, просто не сумеет объяснить ни читателю, ни себе же самому, о чем, собственно, идет речь. Предмет анализа исчезает, все становится беспредметным — не поймешь, на что люди не глупее нас тратили свои жизни. Что касается традиционного «школьного» богословия, историко-культурные проблемы оказываются разве что на периферии его внимания. Да и то сказать, где ее достанешь, богословскую литературу?

Но вот перед нами популярный, обращенный к широкой публике труд, который заполняет собой образовавшуюся лакуну, отвечает на запросы, до сих пор не удовлетворенные. С одной стороны, он написан с самым серьезным вниманием к смысловой стороне тысячелетней истории поисков Бога. Это не могло быть иначе: автор — верующий христианин, более того, священник Русской Православной Церкви. Как само собой разумеется между честными людьми, его взгляд на факты определен его убеждениями; и все-таки читатель ошибется, если предположит, что вот сейчас начнется уговаривание — вербовка в прозелиты. Ибо, с другой стороны, автор — человек современной светской культуры, и это сказывается не только на его знаниях, приобретенных непрерывным трудом всей жизни, но прежде всего на его интеллигентной позиции по отношению к читателю. Установка на пропаганду в тривиальном смысле слова исключается.

А теперь, перед тем как на прощание пожелать читателю найти то, что ему на потребу, вспомним, что тома этого издания написаны задолго до того, как забрезжила возможность издать их у нас. Вспомним, что прот. А. Мень заговорил о каких-то вещах в такое время, когда нынешние его союзники или оппоненты молчали. Что он вышел на свою работу один, во времена, не похожие на нынешние. Вспомним — и поблагодарим его.

С. С. Аверинцев

Cодержание

•    Слово к читателям (С. Аверинцев)
•    Предисловие (А. Десницкий)
•    Предисловие автора


Введение
Принадлежит ли религия только прошлому? Последовательное безверие. «Вера» атеизма. Борьба против религии и христианства в частности. Духовная жажда в современном мире. Религия и культура XX века. Религиозное возрождение.

Часть I. Природа веры

Глава 1. Бытие и вера
Связь культуры с религией. Определения религии. Религия в истории и ее надысторический характер. Религия и социальные идеалы. Вера и бытие.

Глава 2. Познание мира
Недостаточность чувственного опыта для познания мира. Отвлеченное мышление и парадоксальная природа реальности. Интуиция. Триединый характер познания.

Глава 3. На пороге последней тайны
Интуиция веры и умозрение. Религиозный опыт. Разум как преддверие Богопознания. Реальность духовного мира. Космос как свидетельство о Творце. Материя и материализм. Эмоциональные корни богоотрицания. Наука и религия. Догматы атеизма. Познание мира и идея Бога.

Глава 4. Человек перед Богом
Открытие и Откровение. Вера и человеческая воля, свобода и этика. Адогматическая вера. Символизм религиозного языка. «Отрицательное богословие». Пантеизм. Проблема зла и ее решения в религиозных учениях. Христианский подход к вопросу о зле. Динамическая картина миротворения.

Часть II. Человек во вселенной

Глава 5. Творение, эволюция, человек
Языческое и библейское понятия о творении. Символика Книги Бытия. Борьба вокруг эволюционизма. Христианское понимание эволюции. Проблема развития жизни. Общий ход мировой эволюции. Человек в мире животных. Антропогенез. Дарвин и Уоллес. Христианское понимание антропогенеза.
Глава 6. Образ и подобие

В чем заключаются «образ и подобие Божие» в человеке. Мысль и материя. Сила духа. Разум человека и «разум» машины. Мозг как орудие сознания. Триединство человеческой природы. Разум, свобода и творчество. Стремление к совершенству.

Глава 7. Ноосфера: смерть и бессмертие
Эволюция как преодоление смерти. Сознание неразрушимости духа. Аргументы против бессмертия. Природа духа как свидетельство его неразложимости. Предел в познании вечного бытия. Бессмертие и воскресение.

Часть III. Перед лицом Сущего

Глава 8. Прогресс и падший человек
Библейское учение о «поврежденности человеческой природы». Теория однолинейного прогресса. Теория «гармоничности» человека. Материальный прогресс и прогресс зла в истории. Болезни человеческого духа.

Глава 9. Великий разрыв
Мифы об отпадении человека от Бога. Гипотеза Фрейда о происхождении этих мифов. Библейское учение о Грехопадении. Зло в природе. Первоистоки зла. Проблема «последствий первородного греха». «Адам» Библии и духовное единство человеческой природы. Общечеловеческий характер Грехопадения.

Глава 10. Единый
Что мы знаем о начале религии? Проблемы в изучении верований «примитивных» народов. Так называемый «стихийный материализм» первобытного человека. Теория анимизма и другие концепции начала религии. «Изначальное многобожие» и изучение «первобытных верований». Скрытность «дикарей» в религиозных вопросах. Высокий уровень «первобытного» религиозного сознания. Верховное Божество в ранних религиях и его оттеснение богами природы. Магизм. Духовная история человечества: путь от Бога и возвращение к Нему.

Приложения

•    Современная статистика религии
•    О науке и религии
•    Ошибка или фальсификация?
•    Современная космогония
•    К вопросу о миросозерцании Чарлза Дарвина
•    Биологический предок человека
•    Кибернетика и религиозное мировоззрение
•    Циолковский и атеизм
•    Парапсихология и неразрушимость духа
•    О Тейяре де Шардене

Избранная библиография
Словарь терминов


Купить книгу: Прот. Александр Мень. Собрание сочинений. Т. 2: ИСТОКИ РЕЛИГИИ (Интернет-Магазин)

« Назад
x
Оставить заявку
Имя
Фамилия
Email
Сообщение