Кротость — это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком... Кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.
Святейший Патриарх Кирилл
Новости > Новинки каталога > На богомолье к Преподобному Сергию

На богомолье к Преподобному Сергию

03.04.2018

Светлой памяти всенародного старца
архимандрита Кирилла (Павлова)

2018_0403_NS_350 В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет книга «На богомолье к Преподобному Сергию». Автор-составитель О. А. Владимирова, под общей ред. д. и. н. С. З. Чернова.

Издание «На богомолье к Преподобному Сергию» представляет собой антологию знаменитых, известных и забытых текстов, которые размещены таким образом, что образуют путеводитель, адресованный паломнику наших дней. Здесь приводятся проповеди духовников Троице-Сергиевой Лавры, заметки и художественные зарисовки литераторов, иностранных путешественников, деятелей культуры и науки. Читатель получит возможность личного приобщения к духовному опыту прошлого.

Книга без назидательности и скуки напоминает современному паломнику о благоговейном почитании святыни, о подготовке души ко встрече с ней, о том, чтобы дорога к Троицкой обители не стала развлекательной поездкой, наполненной чувствами и поступками, способными принести душевный вред и разочарование путешественнику.

Издание заинтересует широкую аудиторию и будет полезно как воцерковленным читателям, знакомым с древней традицией пеших хождений на богомолье, так и тем, кто пока мало знает о Троице-Сергиевой Лавре и паломничестве ко святым местам.

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р18-719-0717

Издание осуществлено Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.








  

От Издательства

Преподобный Сергий Радонежский — особый покровитель и Ангел Хранитель единого народа исторической Руси. Еще при своей жизни Радонежский Игумен стал Игуменом Русской земли, общенациональным духовным лидером, великим старцем. Бог прославил Преподобного Сергия даром молитвенного предстательства, поэтому ходил русский народ на поклонение своему крепкому печальнику и молитвеннику в его святую обитель.

К раке с мощами Игумена Радонежского устремлялись русские люди разных слоев, положений и возрастов. В Троицкий монастырь приходили иерархи российские, просили руководительства в своем многотрудном служении, князья и бояре шли за советом в важных государственных и семейных делах. Простые люди стекались к Преподобному за благословением, наставлением и просвещением.

И сегодня святой Сергий остается для приходящих к нему тем же любвеобильным отцом и утешителем, каким он являлся для наших предков. Здесь, у раки Преподобного Сергия, верующее сердце получает благодатную помощь в скорбях и житейских невзгодах.

Господь заповедует: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Преподобный Сергий отверг блага житейские и посвятил всю свою жизнь исканию Царства Божия. Может ли современный человек присоединиться к исполнению этой заповеди? Как искать Царства Божия, если жизнь земная требует от каждого из нас выполнения своей ежедневной работы, какого-нибудь дела? Если обратиться к примеру Преподобного Сергия, то можно увидеть, что он приближался ко Христу, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение Божественных Книг.

Урок Преподобного состоит в том, чтобы и нам научиться молитве, хотя бы в малой степени возложить свои надежды на Бога. Паломничество к Преподобному Сергию — это свидетельство того, что мы помышляем о небесной обители. Господь услышит нашу молитву, и Преподобный Сергий не оставит без своей помощи.

Выпускаемая Издательством Московской Патриархии книга рассказывает о русском человеке, который ушел из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной, — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви.

В юбилейном альбоме говорится также о феномене «русского духа», который неотделим от Православия, а русское Православие — от образа смиренного монаха, примиряющего князей и вдохновляющего на защиту родной земли, — Преподобного Сергия. Совершая хвалебное пение великому подвижнику Церкви Православной, будем помнить слова святого Епифания Премудрого, начертанные им в житии Преподобного: «Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу».

Будем возносить к нему свои сердечные воздыхания, уповая, что по его ходатайству Всещедрый Спаситель мира сподобит нас «в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

И ныне Игумен земли Русской остается для всех взыскующих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей, источником утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующий одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов.




Письмо читателя

Как на Руси на богомолье ходили к Преподобному Сергию?

Новая книга «На богомолье к Преподобному Сергию», вышедшая недавно в издательстве Московской Патриархии, рассказывает, как на Руси следовали такому обычаю. Это в своем роде уникальный путеводитель в святую обитель. Здесь вы найдете не только маршрут до Лавры, составленный по стопам государей московских, но и духовное руководство, как пройти этот путь к святыне на благо душе. Со страниц книги словно веет духом времени, когда люди жили набожно, во всем уповали на Господа, приводятся редчайшие факты из жизни самого старца, малоизвестные детали русского быта. Несомненно, книга будет полезна современному паломнику, поможет более осмысленно относиться к говению на пути к святыне, задать новые ориентиры для духовного подвига.    

Известен на Руси старый добрый обычай – ходить на богомолье к Преподобному Сергию. Хотя бы единожды в году чуть ли каждый считал своим долгом пойти в святую обитель: получить благословение, разрешить неурядицы, дать обет. Так повелось на Руси со времен Дмитрия Донского, когда получив благословение старца, князь со своим войском одержал победу в Куликовской битве. С тех пор все дети и внуки государей московских потянулись в святую обитель, а за ними и весь простой люд.

Труд путешествия

«Самое душевное это дело, на богомолье сходить ...» И.С. Шмелев

Когда-то Иван Шмелев написал свою знаменитую повесть «Богомолье» по детским воспоминаниям. Будучи отроком, он упросил взять его в Лавру помолиться Преподобному Сергию. Цитаты из Шмелевского текста часто приводятся в упомянутой книге. Собственно говоря, рассказывать о своем опыте паломничества, на Руси было принято. Повсеместно сложился такой литературный жанр как путевые записки («хожения») паломников. Богомольцы по возвращению не только рассказывали о своем путешествии в святые места в назидание односельчанам, но еще и писали записки о пережитом, увиденных чудесах, опыте духовного делания. Немало историй паломников вы найдете на страницах и нашей книги.

Ходили на богомолье в те дальние времена пешком. Езда паломничеством не считалась. Богомолье становилось долгим многодневным путешествием сродни крестному ходу. Отрывая себя от привычных удобств домашней жизни, лишая покоя на долгие дни, путник подвергал себя еще и опасности. Путь к обители был единственным по тем временам и северным торговым путем, где промышляли разбойники. Именно с тех пор и пошла расхожая фраза «разбойники с большой дороги».

Труд путешествия становился осознанной жертвой Богу, проявлением деятельной любви к Творцу, по сути, исполнением евангельской заповеди: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30)». Так претерпевая все невзгоды и трудности на пути, человек уже менялся внутренне, проявляя смирение, терпение, уповая еще больше на Господа.

Пост и милостыня

Паломники в своем большинстве придерживались обычая вообще проводить весь путь в обитель в посте – ничего не ели до тех пор, пока не поклонятся святыне. Могли брать с собой лишь скудное пропитание, как это делали герои из Шмелевской повести. «... а теперь, во святой дороге нельзя ублажать мамон. И то бараночками да мягоньким грешим вот, а дальше уж на сухариках поедем, разве что на ночевке щец постных похлебаем».

Главным подкреплением сил в пути становилась духовная пища. Всегда была возможность помолиться в церквях и часовнях, стоящих близ дороги. На Руси вообще придавалось большое значение говению на пути к святыне. Паломники постились и усердно молились в дороге, подходя к обители уже в благочестивом настроении духа. Это сродни тому, как православные готовятся к омовению в святом источнике – заблаговременно постятся, причащаются, берут благословение, посещают службы.

На таком пути важно отстраниться от мыслей о своих домочадцах, житейских делах, воздерживаться от пустых разговоров. Не стоит совмещать хождение на богомолье с другими целями по пути, чтобы не потерять благочестивый настрой духа. Правда, всегда бывают под стать сами ярмарки при обители, откуда привозят обычно памятные сувениры. В самой обители, путники, как правило, оставались на два – три дня, посещая службы, пребывая в молитвенном состоянии духа.

По дороге паломники всегда давали милостыню просящим. Милостыня была неотъемлемой частью хождения на богомолье наряду с трудом самого путешествия, постом и молитвой. Причем такой обычай завели сами государи  московские, раздавая щедро милостыню нищим и всем беднякам на пути к Лавре. На Руси к нищим вообще относились хорошо, понимая, что эти люди от Бога. Евангельское напутствие «просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42) зачастую люди воспринимали однозначно.

Неудивительно, что в исторических очерках часто упоминается о сострадательности и милосердии как национальной черте русского характера. На Руси всегда были готовы помочь погорельцам, нищему никогда не отказывали ни в хлебе, ни в ночлеге.  Сам Патриарх призывал к нищелюбию, а в Троице-Сергиевой Лавре по завету старца был открыт дом призрения для всех нуждающихся.

Почему на Руси почитали странников?

Из подвига паломничества, надо сказать, вышло странничество. О таком подвиге со страниц книги говорят сами подвижники, раскрывая внутреннее устроение души человека, подвизавшегося на такой путь. Странников почитали на Руси за посланников Божиих. Многие святые, прежде чем просиять как Христа ради юродивые или преподобные, проходили путь странничества, лишений, невзгод и скорбей.

Своим подвигом странники подражали Самому Иисусу Христу, который выйдя на проповедь, уже не имел своего дома, Сам жил как странник. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову", - повествует Евангелие (Матф.8:20).

Странники путешествовали без денег, соблюдая строгие принципы воздержания, молились в лесах, полях, спали зимой в снегу, летом – на голой земле. «Даже самые необходимые принадлежности к жизни учись ... не иметь», - советовал старец одному молодому человеку, просившему благословения странствовать.

Как добраться от Кремля до Лавры?

Очевидно, что путь до Лавры требовал неимоверных усилий от богомольцев. В самой древности путь начинался от Никольских ворот Кремля, а позднее – от Крестовской заставы. Богомольцы выходили из Москвы в Сретенские ворота Земляного города, там, где была Сухарева башня. Теперь это место находилось бы на пересечении Садового кольца, Сретенки и Проспекта Мира.

Паломники из губерний сначала съезжались именно в белокаменную. В своем большинстве старались попасть к Преподобному летом, пока дорога была еще проходима. По воспоминаниям М. Е. Салтыкова-Щедрина, «дорога представляла собой широкую канаву, вырытую между двух валов, обсаженную двумя рядами берез, в виде бульвара. ... дорога, благодаря глинистой почве, до такой степени наполнялась в дождливое время грязью, что образовывала почти непроездимую трясину...»

В летний день хороший ходок мог добраться до Лавры за один день, начиная свой путь от трех часов утра и до 10 часов вечера. Путь с остановками мог занимать три – четыре дня. Ярославское шоссе между Москвой и Сергиевским Посадом появилось лишь в 1846 – 1858 г.г. в начале правления Александра II. Позднее была проложена Московско-Троицкая железная дорога, переманившая к себе большую часть паломников, хотя даже после этого, все же остались пешие богомольцы.

Надо сказать, сами цари нередко ходили в обитель пешком, но чаще все же ездили: идти могли только оставшуюся часть пути. Церемония такого шествования любопытно описана в главе «Троицкие походы». Государь со своей многочисленной свитой выезжал из Москвы на коне или в карете, останавливаясь по дороге в путевых дворцах или шатрах. По обычаю, выезжали на богомолье в конце сентября, прибывая в Лавру ко Дню памяти чудотворца. Путешествие было долгим, занимало чуть не десять дней. Перед выездом самого царя всегда благословлял Патриарх в Успенском соборе Кремля.

Первой остановкой на пути к обители, как правило, был царский стан в селах Алексеевском или Тайнинском. Обычно цари приезжали сюда уже к ужину. В царской вотчине в Алексеевском был построен Храм Тихвинской иконы Божьей Матери с колокольней. И сейчас там можно поклониться главной местной святыне – древней иконе Тихвинской Божьей Матери. В Тайнинском сохранилась каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В селе Большие Мытищи раскидывались для царей шатры. Среди простых же богомольцев это село стало известно как «чайный стан», где всегда можно было отдохнуть за чашкой чая. Молились паломники в деревянной церкви святителя Николая Чудотворца. Сегодня этого поселения, где останавливались государи, уже не найти: по той части Мытищ проходит новая федеральная дорога. Далее по пути в Лавру цари останавливались в селах Братовщине и Воздвиженском в своих путевых дворцах.  

Как правило, не доходя до Лавры, паломники всегда посещали Покровский монастырь в Хотькове. Здесь и по сей день покоятся мощи родителей Преподобного Сергия – схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. По преданию, как заповедал сам чудотворец, прежде чем прийти к нему в обитель, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. С тех пор на Руси даже появился древний обычай подавать по дороге к Хотькову блинчики для поминания родителей старца.

Последняя остановка перед Лаврой была у Креста в Стефановой часовне в деревне Рязанцево, а там уж открывался вид и на саму обитель. «Троица сейчас, за горкой», - с трепетом ожидали увидеть святыни Лавры герои Шмелевской повести. «Какая она, Троица? Золотая и вся в цветах? <…>  Горкин, без картуза, торопливо взбирается, весь мокрый, падает на колени, шепчет: - Тро-ица... матушка... до-шли... сподобил Господь...»

Зачем ходили на богомолье к Преподобному Сергию?

И вот уже как семь столетий, верующие стекаются в святую обитель просить помощи угодника Божьего в делах житейских, идут за благословением, многие – по обетам. Каждый в лице старца находит для себя утешение, получает назидательный совет. «.....кроткими словесы и речьми, ... благодатию, данною ему от Святого Духа, мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца...», - рассказывают о чудотворце многие современники.

Духовная жизнь Преподобного Сергия была созвучна исихастам с востока. Будучи мистиком, имея созерцательный склад ума, отшельник все же не смог оставаться в тени. Было бы сложно недооценить его авторитет на политическом поприще. Преподобный Сергий мирил князей, ездил послом в княжества, к нему шли за благословением перед всякой битвой. Люди на Руси всегда знали, что найдут приют у старца в обители. Толпы беглецов стекались в обитель в самые трагичные моменты истории.

Несомненно, притекающие к раке с мощами святого, надеялись, как и теперь получить исцеление, когда потеряна уже всякая надежда на врачей. По сей день в Лавре ведется опись таких случаев. Очень трогательно описана в книге подобная история самим паломником. Тот до последнего сомневался, что исцелится от трахомы, однако, еще не успев уехать из Лавры, стал абсолютно здоровым. При такой болезни бедняга долгие годы не мог открывать глаза по утрам без промывания из-за сильного нагноения. К его удивлению, архимандрит Лавры даже не стал записывать о рассказанном в опись, объясняя тем, что «это чудо ... – песчинка в море чудес, изливаемых благодатью Божьей от мощей чудотворца: всего не опишешь и всего не засвидетельствуешь».

Был еще удивительный случай, когда у всех на глазах исцелилась женщина, которая прежде не могла ходить. Каждый год она приползала из дома призрения в собор на коленях по площади, вымощенной булыжником. Монахи по обычаю поднимали ее к раке святого. Но, однажды, приложившись к мощам чудотворца, старушка сама встала уверенно на ноги без чьей либо помощи на глазах изумленной толпы богомольцев.

Говорят, чудотворец ждет всех с нетерпением в своей обители, незримо помогая всем добраться до Лавры. А как бы иначе объяснить столь необычный случай, описанный в нашей книге? Этот эпизод хочется  перечитывать вновь и вновь, в нем словно нутром ощущается Промысел Божий. История одной богомолицы, которая уже и не надеялась попасть в Лавру, видя, что ей не по силам такое долгое путешествие. Да и односельчане недоумевали, как немощной удастся осилить задуманное.

Однако, решившись, наконец, и выйдя из дому на дорогу, увидела, как тут же с ней поравнялась телега молочника. Тот с радостью предложил довезти старушку до станции, назвавшись Сережей. И на пироне ей неожиданно посчастливилось. К ней сразу подбежал военный, помогая зайти в переполненный вагон и усесться на свободной полке. Прощаясь с попутчиком, она, к своему удивлению, узнала, что и его звали Сергеем.

Уже ближе к вечеру подъезжая к Загорску, богомолица стала тихо молиться святому, прося не оставить ее и помочь добраться до святой обители, как вдруг к ней подошел почтенный мужчина, предложив подвезти до Лавры, словно зная наперед, куда ей нужно. Уже у ворот обители попутчик попросил помолиться о нем тезоименитому угоднику Божьему. Вся заплаканная от радости, богомолица молилась Преподобному, понимая, что он сам «.. знать, всю дорогу...» с ней ехал.

У каждого свой путь к Богу

Очевидно, что у каждого свой путь к Богу, свои ходатаи, каким стал для многих Преподобный Сергий. Но и к ходатаям нужно проложить свой путь, выстрадать его, не бояться ощутить изнемождения в пути, как это было у героев Шмелевской повести. Тогда и радость встречи будет неслыханной, необычайный трепет охватит душу, появится благоговение перед святыней.

Это тоже, как нельзя прочувствовать радости от встречи Пасхи, не постившись, не ощутив своей жертвы. Как матери не почувствовать радости от рождения, не носив младенца во чреве. Страдания становятся той неотъемлемой частью духовного подвига, которой мы можем умилостивить Бога. Так будем просить святого старца помочь нам устроить своими молитвами путь в святую обитель, чтобы пройти его на благо душе.

Ольга Сухарева.

« Назад
x
Оставить заявку
Имя
Фамилия
Email
Сообщение