В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет Православный церковный календарь с тропарями и кондаками на 2016 год.
В календаре на каждый день церковного года приводятся тексты тропарей и кондаков, а в особых случаях и другие богослужебные тексты, тех праздников или святых, совершение служб которым предусматривается Богослужебными указаниями, выпускаемыми Издательством Московской Патриархии. Календарь включает полный месяцеслов с полными богослужебными заметками.
В календарь включены алфавитный список икон Божией Матери и алфавитный список имен святых с указанием дней празднования им по старому стилю.
Календарь снабжен традиционными приложениями, в которых приведены тексты воскресных, общих и дневных тропарей и кондаков.
На обложке – внутреннее убранство храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва) (к 450-летию перенесения мощей Соловецких чудотворцев).
Церковный календарь представляет собой соединение месяцеслова (святцев) и пасхалии. Месяцеслов указывает на каждый день всех месяцев года праздники и памяти святых непереходящие, то есть имеющие постоянную календарную дату. Пасхалия определяет дату Праздника Пасхи и зависящих от нее праздников переходящих – не имеющих постоянной даты в календаре.
Месяцеслов календаря начинается с декабря (по ст. ст.) предыдущего года. Сведения в месяцеслове календаря располагаются в определенном порядке. После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, гласа Октоиха в первом абзаце, рядом с числом месяца, даются имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.
Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В третьем абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым пока еще нет отдельных служб. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре приводятся имена новомучеников и исповедников Церкви Русской. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла фамилии новомучеников и исповедников указаны курсивом.
В четвертом абзаце указываются праздники в честь местночтимых икон Божией Матери. Далее могут быть указания на то, какая совершается литургия, положен ли особо строгий пост или поста нет в тот или иной день, а также другие уставные указания общего характера.
В месяцеслове помещаются курсивом указания на каждый день чтений из Священного Писания: из Ветхого Завета – паримий и из Нового – из Апостольских посланий и Евангелия. Чтения даются для литургии, при этом в обязательном порядке указываются чтения рядовые и чтения избранных святых. При бденном святом в седмичный день рядовые чтения вычитываются обычно накануне. В остальных случаях чтения святых читаются в день их памяти после рядовых. В субботы периода Октоиха (не Триодей) чтения святых предваряют рядовые.
В великие праздники указаны чтения и для утрени. Паримии в данном календаре принято указывать в дни Великого поста для 6-го часа и вечерни.
По Церковному Уставу чтения Священного Писания начинаются со Дня Святой Пасхи текущего года и продолжаются до Пасхи следующего года.
После указаний чтений даются литургические уставные заметки о совершении богослужения в дни великих праздников и при совпадении нескольких празднований в один день.
Праздники двунадесятые выделены в месяцеслове крупным полужирным шрифтом красного цвета. Тем же цветом обозначены и все воскресные дни. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение (таким же образом выделены дни памяти ап. Андрея и равноап. вел. князя Владимира). Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом). Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обретения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век прославления этой иконы. Даты в уставных заметках, а также указания в тот или иной день на числа других дней даны по старому стилю.
В месяцеслове календаря, по дням церковного года, приводятся тропари и кондаки тех праздников или святых, совершение служб которым предусматривается Богослужебными указаниями, издаваемыми Издательством Московской Патриархии.
Список имен святых, содержащийся в календаре, дает возможность определить день своего Ангела тем, кто его не знает. Днем Ангела будет тот день памяти святого, чье имя вы носите, который ближе к дню вашего рождения, или иной день его памяти, или день памяти другого святого, с тем же именем. При этом желательно посоветоваться со священником.
В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий о днях праздников и постов, порядке чтений Священного Писания и образе совершения богослужения, да будет всегда посреде единодушных совершителей его Христос, Живый и Действуяй.
« Назад